Полезные статьи

К учёбе с удовольствием: как определить готовность ребёнка к школе
К учёбе с удовольствием: как определить готовность ребёнка к школе

Для многих родителей процесс подготовки ребёнка к школе сводится к покупке школьных принадлежностей. Весёлый шопинг, посвящённый выбору самого красивого рюкзака или самой полной коллекции цветных карандашей, – это возможность привнести элемент праздника в обыденные действия, настроиться на радостное предвкушение будущих успехов. Всё это сближает и создаёт настроение, только к действительно профессиональной подготовке имеет весьма отдалённое отношение.

Детские психологи выделяют интеллектуальную, волевую и личностную готовность ребёнка к школе. Первая основана на умственных способностях будущих учеников, знаниях, полученных эмпирическим путём, в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Принимается во внимание не только словарный запас, но и умение самостоятельно анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

Волевая готовность предполагает наличие у дошкольников необходимых навыков познавательной деятельности. Маленькие эйнштейны должны научиться справляться с трудностями, возникающими во время учёбы, иметь стремление преодолевать их – самостоятельно или с помощью взрослых.

Усидчивость, дисциплинированность, внимательность – качества, которые обеспечивают успешное обучение, ведь для каждого ребёнка учёба – это труд. Ему придётся следовать правилам, выполнять требования учителя, проявлять гибкость и понимание, правильно воспринимать критику. Все эти качества и навыки воспитываются задолго до официально заявленной знаменательной даты – Великого (для учеников) и Ужасного (для родителей) Первого сентября.

Личностная готовность также формируется в семье, в детских дошкольных учреждениях, в общении со сверстниками. Ребёнок должен быть готов к новой для него социальной роли, которая требует большей самостоятельности и ответственности. В противном случае даже интеллектуально развитому малышу будет очень сложно вписаться в новую среду, подчиняться правилам, быть открытым и коммуникабельным.

Именно поэтому во многих частных подготовительных школах особое внимание уделяется психологической подготовке маленьких непосед к будущим свершениям. Смелые цели и настойчивость в их достижении, открытость и понимание принципов командной работы, восприятие учёбы как чудесного мира новых открытий – всё это следует привить ребёнку в рамках дошкольной подготовки.

Уверенность в своих силах, любознательность и инициативность станут движущей силой, которая позволяет детям не просто следовать алгоритмам обучения, но и самостоятельно осваивать знания. Ведь ни одна даже самая передовая методика не возымеет должного действия, если будущие гении не испытывают желания учиться.