Полезные статьи

Маленькие декламаторы: разучиваем стихи с малышами 3-х лет

Разучивание стихотворений с ребёнком – это не только интересное совместное занятие,

наполненное весельем и теплотой. Маленькие дети способны превратить декламацию

самых простых и незамысловатых рифмованных строчек в настоящее событие: взрослые

растаскивают на цитаты трактовку или стиль изложения очередного «шедевра». При

правильном подходе к разучиванию стихотворений такое времяпрепровождение является

одним из самых эффективных способов развития способностей малыша.

Самый первый опыт закладывается родителями, которые ещё в раннем возрасте читают

детям стихи, поют песенки и декламируют ритмичные строчки. По мере взросления всё

это позволит легче проходить процесс заучивания. Самый благоприятный возраст для

запоминания стихов – 4-5 лет, именно в это время память начинает развиваться быстрыми

темпами. Однако открывать ребёнку мир поэзии можно уже с 3-х-летнего возраста,

подавая процесс обучения в виде игры. Такие занятия тренируют память, развивают

фантазию и воображение, вырабатывают необходимое чувство ритма, которое в

дальнейшем поможет лучше запоминать стихотворения.

Эффективность заучивания рифмованных строчек основана на комплексном подходе.

Многое зависит от возраста, темперамента, круга интересов и психологических

особенностей каждого малыша. Всё это необходимо учитывать, чтобы разучивание

стихотворений было максимально результативным, не утомляло ребёнка, лишая

удовольствия от процесса познания.

Существуют основные правила, следование которым станет основой успешного

запоминания.

1. Темы и персонажи должны быть интересны и понятны ребёнку. Можно не только

учить стихи, но и рисовать их героев, чтобы стихотворение было своеобразным

продолжением нарисованной истории.

2. Приступая к разучиванию, следует несколько раз прочесть стихотворение,

объяснив малышу значение незнакомых слов, показав иллюстрации в книге и

рассказав об авторе.

3. Важно, чтобы в качестве примера стихотворение читалось с выражением:

монотонное бормотание убирает эмоциональную составляющую, которая

способствует осознанному восприятию. Смысловые акценты и интонационная

окрашенность помогают формировать образы в сознании.

4. Занятие нужно организовать таким образом, чтобы ребёнок воспринимал

стихотворение как интересную историю, положенную на стихотворный размер.

Для этого можно обсудить сюжет или персонажей, вовлекая малыша в диалог,

который заставит его более вдумчиво походить к декламации.

Любые правила и алгоритмы необходимо корректировать, принимая во внимание

индивидуальные особенности каждого ребёнка. Важно избегать любых шаблонов,

способных превратить захватывающие открытия из мира поэтических образов в

утомительную зубрёжку.